Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова

Яндекс.Метрика
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление on-Line Виртуальная справка Периодические издания

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Личное пространство. Что это такое?

У каждого человека существует личное пространство. Оно, как правило, выходит за пределы нашего тела. В нем мы чувствуем себя естественно и безопасно. Там, где оно заканчивается, находятся невидимые границы, которые существуют в наших представлениях и ощущениях о нас самих как об отдельных личностях. Точнее сказать, границы отделяют нас от окружающих.
Границы нашей личности возникают и формируются еще в раннем детстве, когда ребенок постепенно отделяется от мамы и начинает чувствовать себя самостоятельным человеком. Если среда развития неблагоприятная, формирование границ нарушается.
Как объяснить ребенку, что такое личное пространство, и научить его защищать свои границы? Есть хороший метод, суть которого в том, чтобы четко объяснить ребенку, как классифицировать свое окружение, где заканчиваются его границы и начинаются границы другого человека.
  • 1. Я, ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
    Первый, самый важный круг - это мы. Надо объяснить ребенку, что его тело принадлежит только ему. Всегда. Безоговорочно. Никто не может прикасаться к нему без согласия. Прикосновения не должны создавать дискомфорт. Даже если это родственник, который насильно пытается удержать его на своих коленях. Пусть ребенок учится и не стесняется говорить "НЕТ"!

  • 2. СЕМЬЯ
    Семья - это наши самые близкие, те, кого мы любим, доверяем, уважаем. Это очень ограниченный круг людей, но при этом важный. Члены семьи тоже не должны нарушать твое личное пространство. Но и ты, будь добр, соблюдай чужие границы!

  • 3. ДРУЗЬЯ
    Важный параметр. Надо объяснить ребенку, кто такие друзья. Это люди, с которыми мы тесно общаемся; нам нравится вместе проводить время, играть, общаться. Но это не значит, что каждый человек, с которым ты поиграл 10 минут, - твой друг. Надо объяснить ребенку, как себя ведут настоящие друзья, как он должен вести себя с друзьями. Друзья - это тоже ограниченный круг, куда пускают не каждого. Для других есть следующий круг.

  • 4. ЗНАКОМЫЕ
    Одноклассники, с которыми ты общаешься немного, - это не друзья. Это знакомые. Когда ты играешь с ребятами на районной детской площадке - это не друзья. Это знакомые. Они бывают воспитанные, бывают - нет. Хорошие, плохие, добрые, злые... Очень разные. Не надо сообщать им о себе какую-либо важную информацию. Нужно научить различать друзей и знакомых.

  • 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
    Это люди, которые могут помочь в случае необходимости. Врач, полицейский, пожарный... Учителя, кстати, относятся сюда же. Это не друзья и не знакомые! Также важно объяснить, что эти люди, как правило, выглядят "по форме" и должны иметь соответствующий документ.

  • 6. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, НЕЗНАКОМЦЫ
    Самое важное, что надо объяснить, - незнакомцы могут быть любыми. Плохими, хорошими... Но мы их не знаем, а значит, в целях безопасности мы им не доверяем. Даже если они говорят, что знают нас, наших родителей, друзей... Мы не знаем и поэтому не доверяем. Никуда не идем, даже если нас просят помочь. А если нарушают наши границы (о которых мы говорили вначале) - значит, надо кричать и привлекать внимание.

  • Ознакомить ребенка с границами и правилами поведения, а также с тем, как их соблюдать, – этого мало. Чтобы он усвоил все на «отлично», чтобы смог применять свои знания в жизни, необходимы многократное повторение и закрепление. Только тогда в критический момент ребенок не растеряется, а сможет постоять за себя