Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова

Яндекс.Метрика
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление on-Line Виртуальная справка Периодические издания

Новости Вятского края

Вятка глазами С.А. Лобовикова

премииК 150-летию со дня рождения Сергея Александровича Лобовикова, фотохудожника, Почетного гражданина г. Вятки, одного из выдающихся мастеров художественной фотографии России начала XX века (19.06.1870 г. – 27.11.1941 г.)

Судьба Сергея Лобовикова - одна из наиболее уникальных в истории города Вятки. Выходец из бедной сельской семьи Сергей Александрович с помощью колоссальной энергии и труда стал одним из наиболее ярких дореволюционных российских фотографов. Именно он смог передать нам через века уникальный характер простого вятского крестьянства, и облик губернского города, которого уже давно нет, и лица обычных людей, приходивших ежедневно в ателье фотографа.

Сергей Лобовиков родился в семье сельского дьячка в селе Белое Глазовского уезда Вятской губернии. Серьезного образования ему получить не удалось: несколько лет Сергей Александрович провёл в сельской школе, затем поступил в духовное училище, откуда пришлось уйти по болезни. Вскоре умерли его родители, и 13-летний Сергей был отправлен в Вятку, отдан «за харчи и жильё» учеником владельцу фотоателье, первому своему фотонаставнику купцу Петру Тихонову. Юному Лобовикову пришлось испытать роль «мальчика на побегушках», исполняя всю чёрную домашнюю работу.
П.Г. Тихонов (1852 – 1918) - купец, фотограф,учитель С.А. Лобовикова
Внимательный Тихонов отметил, что молодой человек проявляет большой интерес к фотографии, подолгу задерживается в павильоне и лаборатории, живо интересуется азами профессии. Несмотря на разницу в возрасте и социальных различиях Тихонов и Лобовиков тесно сошлись. Даже питались и мастер и подмастерья за одним столом. Важно отметить, что сам хозяин был не простым рядовым фотографом — по его негативам издавались открытки с видами города, снимал он и вятских ремесленников (эти работы также вышли в свет в виде открыток). Лобовиков провел у Тихонова в помощниках долгих 5 лет. Через много лет Петр Григорьевич скажет о своём бывшем ученике: «Он потому так выбился на дорогу, что у него воля недюжинной силы».

Лобовиков покинул мастерскую Тихонова с аттестацией фотографа, что позволяло открыть собственное дело. После недолгой службы в армии в 1892 – 1893 гг. и жизни в Петербурге 8 января 1894 г. Лобовиков открывает в Вятке свой портретный павильон. Любопытно, что вернулся фотограф в Вятку по причине слабости здоровья. Туберкулез и Петербург были несовместимы, а врачи давали молодому человеку от силы год. Спасло закаливание: с 1894 по 1934 гг. дважды в день Лобовиков купался в Вятке или в Люльченке. Силы воли ему было не занимать. Вот что фотограф сам писал в своем дневнике 2.11.1900 г.: «Сейчас N при разговоре сказал, что Тихонов обо мне выразился: он потому-де, так выбился на дорогу, что у него „недюжинная сила воли“. Я не смею о себе говорить, это нескромно, но действительно, раз есть в человеке сила воли да честны все его поступки, то нечего и говорить, такой человек может всего добиться».
И действительно, за короткий промежуток времени молодой фотограф достиг очень многого. В 1904 г. в доме на углу Московской и Царевской улиц открывается и начинает работать фотостудия С. А. Лобовикова. А со следующего года он стал уже полновластным хозяином здания и приступил к реконструкции строения под свои нужды. Таким образом был перепланирован каменный полуподвальный этаж, с восточной стороны к дому пристроен деревянный павильон, а с южной — веранда. С 1912 г. в фотоателье Лобовикова использовалась система электроподсветки, которая позволяла производить фотосъемку и в пасмурные дни и в вечернее время. Такое новшество являлось редкостью не только в Вятке, но и во многих западноевропейских странах. Для осуществления этой идеи фотографу потребовалось специальное разрешение городской думы, а также замена воздушных проводов по Московской улице на всем протяжении, начиная от городской электростанции.

Панорама ул. Московской. Справа – фотопавильон С.А. Лобовикова. Начало XX в.

Павильон был обставлен со вкусом, без вычурной бутафории и театральщины, так что получился уютный салон с благородным интерьером. В фотоателье Лобовикова любой житель Вятки мог заказать свой портрет, поэтому в доме на Московской перебывало много самых разных вятчан. Их портреты выходили очень живыми.
А еще можно было наблюдать за процессом работы фотографа в павильоне. К Лобовикову приходили без предварительной договоренности. Некоторые желали просто посмотреть на новые снимки и диапозитивы, вывешенные в окне. Выставленные на обозрение публики работы, однако не продавались. Лобовиков не уступал просьбам ни коллекционеров, ни музеев.
В 1900 г. работы Лобовикова начинают методично завоевывать признание на всероссийском и европейском уровнях. Мастер отправляет свои снимки на самые разные выставки. Признание не заставило себя долго ждать. Фотомастер энергично участвовал как экспонент русского павильона на Всемирной выставке в Париже и получил бронзовую медаль. Не единожды Сергей Александрович добивался побед, принимая участие в международных выставках, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге, Ницце и Киеве, Будапеште, Дрездене и Гамбурге.

«Домовица». Снимок С.А. Лобовикова. 1909 – 1910 гг.

Но медали были для фотографа, по его же признанию, не главным. Вот запись в дневнике от 3.10.1900 г.: «Мне вчера сообщили, что в журнале „Фотограф-любитель“ пишут в статье о парижской выставке, о моих работах там пишут, что относительно награды ко мне отнеслись несправедливо, что следовало гораздо большую награду, что мои работы заслуживают большего. Но пусть их, с наградами. Мне было приятно выступить на это всемирное состязание, выступить самостоятельно перед целым светом. Я выступал без малейшего страха. Но что особенно приятно, так это то, что от всей России представившими более или менее интересные снимки из жизни-жанра (…) оказались только двое: Хмелевский и я. Следовательно, мы двое только являемся представителями нового направления в фотографировании. И работы мои не являются ничего не значущей единицей на выставке, но представляют самостоятельную отрасль русской фотографии, а это сознание мне дороже даже (гран-при)».
В этот период основной темой работ Сергея Александровича являлся вятский сельский пейзаж и студийный портрет. Сам Лобовиков называл себя «фотографом мужицким», именно ему удалось очень ярко отразить повседневную жизнь русского крестьянства в своих сериях фотографических работ. Наибольшую известность фотографу принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты детей, созданные в 1907 – 1911 гг.

«Вдовья думушка». Снимок С А. Лобовикова. 1907 – 1908 гг.

В годы столыпинской реакции особой популярностью пользовались созданные Лобовиковым образы сельской интеллигенции, самоотверженно работавшей в городе и на селе. Таковы, например, его «Учительницы» — самое яркое произведение русской жанровой фотографии тех лет. Снимок изображает сельских учительниц как людей, подвижниц, беззаветно преданных делу просвещения народа (две женщины в снежную метель спешат в школу). В 1902 г. Лобовиков снимал групповой портрет выпускниц Вятского женского епархиального училища. Среди девушек была Елизавета Андреевна Якимова, детство и юность которой прошли в Песковке. Спустя полгода после съемки, Сергей Александрович поехал на родину и в деревне (6 – 7 км от села Белое) ему передали, что болеет их учительница. Сергей Александрович зашел к ней. После оживленной беседы, Лобовиков сделал фотографию, широко известную сегодня под названием «Сельская учительница». Они подружились, и Сергей Александрович сделал Елизавете Андреевне предложение, так молодые люди и поженились.
Основная техника, в которой работал Лобовиков — пикториальная фотография. Суть её в том, что снимки должны быть максимально приближены к живописному произведению; для этого использовались мягкорисующие объективы и специальная, иногда очень сложная техника печати. Пикториальная фотография, в отличие от документальной, стремилась прежде всего к эмоциональности, выражала индивидуальность автора. Для расширения творческих возможностей фотографа-пикториалиста были разработаны специальные способы печати: пигментная, гуммиарабиковая, озорбом, масляная и некоторые их разновидности. Это позволяло Сергею Александровичу существенно менять рисунок, варьировать контрастом, стилизовать изображение «под живопись» и «под гравюру». Для того чтобы получились по-настоящему качественные снимки, необходимо было уметь не только фотографировать, но ещё и работать с кистями и красками. Лобовиков говорил по этому поводу: «Надо пользоваться фотоаппаратом как кистью, посредством которой передавать зрителю замысел, настроение, вкус в выборе натуры, освещении. — И ещё одно пожелание мастера молодым: — Учитесь всему, чему позволяет время, средства, способности, не тратьте жизнь впустую!»

«Сельская учительница». Снимок С.А. Лобовикова. 1909 – 1910 гг.

Сергей Лобовиков принимал активное участие в общественной жизни Вятки: являлся председателем фотографического общества и одним из организаторов художественного музея. Его энергии хватало на то, чтобы инспектировать школы родной Вятской губернии, принимать участие в реконструкции Александровского сада, будучи его общественным попечителем, преподавать фотографию в Вятском пединституте, иллюстрировать первый в России специализированный журнал «Рыболов-охотник» (1909 – 1918), печатать статьи в газетах, выступать с лекциями об искусстве.
Сергей Александрович был знаком со многими ярчайшими персонажами дореволюционной России. Например, общался с Федором Шаляпиным, делал портреты самого певца и его отца, Ивана Яковлевича. Дружил фотограф и с братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми — тоже уроженцами Вятской земли. Вообще вятские художники были нередкими гостями дома Лобовиковых. Для фотографа братья-художники стали и друзьями и единомышленниками. Не чужд был Лобовиков и в определенном роде бунтарству.
Известно, например, что в 1913 г. Сергей Александрович устроил в своем доме типографию с единственной целью — печатать газету революционера-народника Николая Чарушина «Вятская Речь». Просто ни одна вятская типография не хотела помогать крамольной газете, и Чарушин обратился к фотографу за помощью.

Потрет молодой девушки. Снимок С.А. Лобовикова

Для дореволюционной Вятки Лобовиков был действительно культовым персонажем, очень заметным и ярким. Все свою жизнь он занимался спортом, с 23 до 60 лет регулярно (с первых чисел мая и до ледостава) дважды в день ходил купаться на Вятку.
Помимо этого фотограф увлекался катанием на мотоцикле и велосипеде. Подобные «забавы» были в начале XX в. диковинкой и многих в патриархальной Вятке шокировали Любопытно, что свой мотоцикл «Вандерер» Лобовиков в 1917 г. был вынужден отдать советской власти на нужды фронта. «Сергей Александрович в летнее время часто выезжал на нём „за город“ — обычно в деревню Черваки, село Филейку, где на лето снималась комната в крестьянском доме в качестве летнего жилища (дачи) для семьи, — вспоминал сын Лобовикова, Тимофей Сергеевич. — Мы всегда с нетерпением ждали приезда отца в конце дня, после работы. Нередко он выезжал с аппаратом с целью видеть и фотографировать…» Очень любил Лобовиков играть на гитаре. У него имелся шикарный одиннадцатиструнный инструмент итальянской работы, играл фотограф на нём прекрасно и с большим чувством: народные песни, русские, венецианские, также классические пьесы и романсы.
В 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии Русское фотографическое общество в Москве избирает Лобовикова своим почётным членом. С 1920 по 1934 г. он преподаёт курс фотографии на кафедре физики для студентов-биологов в Вятском педагогическом институте, работает на общественных началах в музее искусства и старины, является членом секции научных работников. В 1935 г. переехал из Кирова в Ленинград, где работал фотографом при научных учреждениях Академии Наук СССР по научно-прикладной фотографии.
В годы Великой Отечественной войны трагически скончался в Ленинграде, в тяжкую пору блокады — 71-летний Сергей Александрович Лобовиков был убит взрывной волной на Большом проспекте, близ дома №106.

Вятка. Трифонов монастырь и кремль. Вид на север с улицы Кикиморской. Снимок С.А. Лобовикова. 1900-е гг.

С. А. Лобовиков являлся крайне трудолюбивым фотографом: за 38 лет сделал свыше 60000 портретных, жанровых, пейзажных снимков. На его фотографиях вся старая Вятка: дома, улицы, перекрестки, образ города начала XX в, который сохраняется для нас, несмотря на все увеличивающиеся утраты благодаря фотомастеру и духу его работ.

Улица Спасская в г. Вятка (1900-е г.)

г. Вятка. Речной порт (1900-е г.)


Источник: сайт «Пешком по Вятке»
Вятка глазами С.А. Лобовикова
Яндекс.Метрика